Это страшное слово «блокада»

Они и сейчас, через семь десятков лет после тех событий, не выбросят и маленький кусочек хлеба. Лучше размочат, искрошат и вынесут птичкам на обед. В мусорное ведро с их стола за все эти годы не ушла ни одна хлебная крошка.

Наша страна в очередной раз отдала дань памяти особой дате. 27 января — день снятия блокады Ленинграда. В Чебоксарах, как и в других городах, в домах культуры, социальных центрах за чашкой чая собирались ветераны-блокадники. Вспоминали тех, кто погиб, защищая город, всему миру показавший пример стойкости и мужества; тех, кто умер в этом городе от голода и стужи. Оставшиеся в живых никогда не забудут это страшное время.

Нина Кораблёва родилась в Ленинграде, в блокаду ей уже одиннадцать лет. В памяти навсегда остались невесомые на ладошке хлебные пайки, санки с обёрнутыми в одеяла человеческими телами, походы на Неву за водой. Жили они на проспекте Стачек в 20-метровой комнатке. Родители трудились на Кировском заводе. Мама опухла от голода и, обессилев, не смогла ходить на работу. Выжили только благодаря папе: на заводе их немного кормили, он выпивал из супа бульончик, а гущу складывал в баночку и приносил домой. Мама из этого богатства снова варила супчик. В марте 1943 года семью Кораблёвых эвакуировали в Красноярский край, в 1948-м мама с дочкой вернулись в родной город, а спасший их от смерти папа погиб.

Валентине Матвеевой к началу блокады было всего пять лет. В памяти остались страшные бомбёжки. «Родители уходили на работу, а я, как только слышала взрывы, пряталась под подушку. Зажму уши и жду, когда закончится грохот. А ещё перед глазами — младшие братик и сестрёнка, которые не дожили до эвакуации. Мы уезжали, а я не могла понять, почему мы их оставляем в холодном городе».



"Чебоксарские новости"
29 января 2013
00:00
Поделиться