Следы истории... «ежовщина»

20 января 1937 г. наркомом внутренних дел Союза ССР Н.И. Ежовым  был подписан секретный приказ, которым предписывалось во всех актах расстрела мест захоронения не указывать. Но в истории тайное когда-нибудь становится явным. Эти тайные захоронения сталинских времен обнаруживаются ныне то в одной области страны, то в другой.

Согласно составленной в недрах НКВД справке, в 1937 году приговорено к расстрелу 353074 человека, в 1938 году – 328618. Вдумайтесь: в 1937 году расстреливали каждого третьего, в 1938-м – уже каждого второго. Из 800 тысяч смертных казней, официально зарегистрированных за 30 лет сталинского правления, почти 700 тысяч приходится на «ежовскую» двухлетку

Имя этого человека в те годы наводило страх на всю страну. Появилось даже выражение “ежовые рукавицы”. Если не хотели прямо говорить, что того или иного человека арестовали, то употребляли термин: “Его одели в ежовые рукавицы”. Сохранились плакаты тех лет: могучие руки в громадных рукавицах с железными гвоздями мертвой хваткой сжимают горло несчастного доходяги, видимо, олицетворяющего гидру контрреволюции. Позже советские историки назовут 1937—1938 годы «ежовщиной».

Впрочем, в те времена было у Ежова еще одно имя, которое лишь весьма немногие решались произнести даже шепотом. “Кровожадный карлик” — так называли этого человека за патологическую жестокость
и за низкий рост (около 154 см).

Однако,  этот сталинский палач в последующем был объявлен «врагом народа» и разделил страшную участь своих жертв.

 

(На материале книги Ю. Н. Безелянского XX век. Календарь российской истории. - М.: "ОЛМА-ПРЕСС"; ОАО ПФ "Красный пролетарий", 2005.)



21 января 2006
00:00
Поделиться