2024.02.12 Конфликт интересов в деятельности государственных и муниципальных служащих

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов следует понимать ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Наиболее типичными ситуациями возникновения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе являются: конфликт интересов, связанный с реализацией служащим государственных или муниципальных функций, касаемо его родственников (государственный или муниципальный служащий является участником конкурсной комиссии на замещении должности, если среди кандидатов на должность присутствуют его близкие родственники); конфликт интересов, связанный с нахождением в собственности у государственного и муниципального служащего или членов его семей акций, вкладов тех юридических лиц, в отношении которых им осуществляются некоторые функции государственного или муниципального управления; конфликт интересов, связанный с получением каких-либо услуг самим государственным и муниципальным служащим или его близкими родственниками от физических и юридических лиц, которые находятся в зависимом положении от него при исполнении рабочих обязанностей; конфликт интересов, связанный с судебными разбирательствами и имущественными долгами; конфликт интересов, связанный с выполнением иной возмездной работы.

Антикоррупционное законодательство предусматривает ряд мер, направленных на предотвращение и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе: изменение служебного положения государственного и муниципального служащего, являющегося стороной конфликта; отстранение государственного и муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей; отказ государственного и муниципального служащего от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов; отвод или самоотвод государственного и муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов.

Государственные и муниципальные служащие обязаны в письменной форме уведомить своего непосредственного руководителя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только им станет об этом известно.

Непринятие государственными и муниципальными служащими, являющимися сторонами конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущем увольнение служащего со службы.