История праздника
Масленица – неделя, предшествующая Великому посту и разделяющая в славянском народном календаре зиму и весну. Широко отмечалась у русских, западных славян и южных славян-католиков, менее широко – у православных южных славян и очень скромно – на Украине и в Белоруссии.
Основной едой на Масленицу были блины (помимо молочных продуктов и рыбы). Первый блин обычно предназначался умершим, а иногда отдавали нищим, также на «помин души». К празднику Масленицы строились огромные катальные горы и выходили туда с блинами «встречать Масленицу», веселиться и кататься с гор.
Смотрины молодоженов и другие обряды
На Масленицу устраивали своеобразные смотрины молодоженов: ставили их к столбам ворот и заставляли целоваться у всех на виду, «зарывали» в снег или осыпали снегом; когда молодые ехали в санях по селу, их останавливали и забрасывали старыми лаптями или соломой, а иногда устраивали им «целовник» (или «целовальник») – когда односельчане могли прийти в дом к молодым и поцеловать молодую. Иногда молодоженов катали по селу, но если за это получали плохое угощение, могли прокатить не в санях, а на бороне.
Парней и девушек, не вступивших в брак в течение прошедшего года (не выполнивших своего жизненного предназначения), наказывали.
На Масленицу совершались продуцирующие обряды, направленные на усиление роста культурных растений. В России женщины катались с гор, стараясь съехать как можно дальше, а также дрались, громко пели.
Прощеное воскресенье и проводы Масленицы
Наиболее важным днем масленичной недели было воскресенье. В России и у православных южных славян этот день называли Прощеным воскресеньем, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; у русских было принято по вечерам посещать кладбища и «прощаться» с умершими. Основным событием последнего дня были «проводы Масленицы», нередко сопровождающиеся возжиганием костров. В России к этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу» – нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).
Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд «проводов Масленицы» состоял, главным образом, в возжигании общесельских костров, обычно на возвышенности за селом или у реки. В костры, помимо дров, бросали всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные.
В России «проводы масленицы» сопровождались удалением за пределы культурного пространства скоромной пищи, символизирующей масленицу. Поэтому в кострах иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще просто говорили детям, что в костре сгорели все скоромные блюда (ср.: «молоко сгорело, в Ростов улетело»).
Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста – Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно «полоскали зубы», то есть в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для «вытряхивания блинов» устраивали кулачные бои. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.