Алексей Ладыков провел пресс-конференцию по итогам 2019 года ("МК")

Что ждет дольщиков «Кувшинки» и ЖК «Гагарин»? Почему банкротство их застройщика — компании «Лидер» — не выход, но вариант разрешения остро стоящей проблемы? Для чего Чебоксары замахнулись на звание центра речного туризма? Как город решает одну из вечных российских проблем — плохих дорог? И каких виражей и заносов ждать от транспортной реформы?

Под занавес уходящего 2019 года глава администрации Чебоксар Алексей Ладыков ответил на эти и другие вопросы городской повестки в ходе своей пресс-конференции. Сити-менеджер дал развернутые ответы, где-то даже раскрыв детали, что до сих пор оставалось за закрытыми дверями залов совещаний мэрии.

ЖК «Кувшинка» и «Гагарин»: банкротство как стимул

Одним из главных вопросов пресс-конференции стала ситуация с дольщиками микрорайонов «Кувшинка» и «Гагарин», застройщик которых находится на грани банкротства.

Немного предыстории. Еще 5 лет назад на месте «Кувшинки» было порядка 300 засыпушек самовольной постройки без каких-либо коммуникаций и удобств: ни освещения, ни канализации, ни водопровода — сплошные грязь и мусор. То и дело в новостях появлялись сообщения о том, что очередной такой барак с непогодой сплыл в овраг. Администрацией города было принято решение выставить данные территории на торги, несмотря на множество споров и разногласий.

Компания «Лидер» путем аукционов получила право на развитие тех земель, где сегодня строятся многоквартирные дома микрорайонов «Кувшинка» и «Гагарин». К ним в полном объеме подведена вся инженерная инфраструктура, реки бывших оврагов уложены в коллекторы. Но финансовые проблемы застройщика у многочисленных дольщиков вызывают опасения, что в скором времени они могут перейти в категорию «обманутых дольщиков». Ситуацию руководитель мэрии прокомментировал так: «У застройщика перед городом есть долги. Он не платит за аренду земельных участков, — обозначил Алексей Ладыков. — Банкротство компании — это мера по снижению данной задолженности».

По мнению сити-менеджера, собственники компании переоценили свои возможности, начав вкладываться в различные виды деятельности параллельно с застройкой микрорайонов. И им не хватило оборотных средств для того, чтобы достроить дома.

— Связано это в том числе с изменением законодательства, с привлечением средств дольщиков через эскроу-счета. Если бы у компании была возможность работать по старой схеме, привлекая средства дольщиков на уровне фундамента, то тогда бы вопросов не было, — отметил Ладыков. — Но так как сегодня компания не может напрямую получить средства дольщиков, она вынуждена действовать через банк, а банк дает одобрения, потому что нет платежей по уже выданным кредитам. 

При этом глава администрации обратил внимание на то, что, несмотря на изменение законодательства — ввод эскроу-счетов, в этом году Чебоксары установили абсолютный рекорд по вводу жилья.

— Если в прошлом году мы также фиксировали рекорд — немного больше 400 тысяч квадратных метров, то в этом году объем строительства насчитывает 420 квадратных метров ввода. Рост 5% — это хороший результат. Поэтому мы заинтересованы в завершении строительства всех домов. Не должно быть на территории города ни обманутых дольщиков, ни застройщиков-банкротов. И мы работаем в данном направлении с 2011 года, успешно решили вопросы по 10 проблемным домам, переселили более 1000 человек. Все, что от нас зависит, мы сделаем для того, чтобы дольщики получили свои квартиры, — заключил руководитель столичной мэрии.

Транспортная реформа: о чем мэрия договаривалась с перевозчиками?

1 декабря 2019 года транспортная реформа отметила свою годовщину, в связи с чем журналисты попросили сити-менеджера подвести ее первые итоги.

1 декабря 2018 года в Чебоксарах стартовала транспортная реформа. И до сих пор эта тема на устах каждого, кто пользуется общественным транспортом. Притом что версия реформы 18-го года совершенно не нова для рынка пассажирских перевозок — все новое, как говорится, это хорошо забытое старое.

— В 2010 году у нас по городу ходили «ГАЗели», — вспомнил Алексей Ладыков. — Мы все тогда ругали их: «15-местные, гоняют». И с них в 2013 году город перешел на 18-25-местные «Форды» и «Мерседесы». Этому решению все порадовались. Тогда нам удалось убедить перевозчиков перейти на этот вид транспорта, но ситуация осложнилась количеством автобусов (их стало около 500 единиц) и их конкуренцией, которая порой выходила за рамки. Сегодня все крупные и крупнейшие города переходят на автобусы большого и среднего класса, не допуская по основным магистральным улицам малогабаритные автобусы. И мы приняли решение проводить замену транспорта с малого на средний и большой класс. Остро стоял вопрос в первой декаде декабря 2018 года. Но мы слышали граждан — не избегали, не боялись, встречались, собирали инициативные группы и корректировали отдельные маршруты. Сегодня градус гораздо ниже, обращений стало намного меньше. Например, в Юго-Западный район, по которому было наибольшее количество обращений, мы продлили троллейбусы через улицу Чернышевского до Чапаевского завода, проложили новую контактную сеть по ул. Чернышевского. Изменили схему 26-го автобуса, повернули 45-й автобус на пр. Ленина и К. Маркса.

— Интервал, конечно, стал больше — не 3-4 минуты, а 10-15 минут. Но почему пошли этим путем? — акцентировал глава администрации. — Есть два направления по развитию транспорта. Финансировать его за счет бюджета и работать с предпринимателями и перевозчиками. Если бы у нас были средства бюджета, мы бы купили эти автобусы. Пришлось бы потратить около 1,5 миллиардов рублей. У нас этих средств не было, поэтому мы начали создавать условия, при которых бизнесу и предпринимателям было бы интересно работать на перевозке пассажиров на автобусах среднего и большого класса. Когда мы начинали реформу, многие предприниматели говорили нам: «Давайте перейдем на «ПАЗики», не будет никаких проблем», — и все прошло бы безболезненно. Но мы считаем, что в городе Чебоксары, в крупнейшем городе, в благоустроенном городе, «ПАЗы» ходить не должны. Поэтому мы поставили условия на те автобусы, которые перемещаются по городу сейчас, а они стоят гораздо дороже.  

Чем обусловлены межрейсовые интервалы?

Самый популярный вопрос от пассажиров из соцсетей также прозвучал на пресс-конференции.

Как объяснил сити-менеджер, пассажиропоток формирует выручку и окупаемость маршрутов — поэтому было установлено определенное интервальное время на рейсах, что обслуживают сегодня столичные маршруты. Если увеличить количество автобусов, интервал сократится, но тогда бизнесу это будет неинтересно и городу придется ему доплачивать из бюджета, а в бюджете средства ограничены.

— Мы создали сбалансированную модель, которая бы устраивала и пассажиров, и предпринимателей, — обратил внимание Алексей Ладыков. — Это сложный процесс, и далеко не все на него решаются, но мы решились, довели его до определенного логического завершения. Да, он не совершенен, и сегодня много недовольных, но есть и категория людей, и их достаточно много, — тех, кто говорит, что стало лучше, стало комфортно и безопасно. Вопросы по общественному транспорту были и до реформы. И если бы мы спросили 2 года назад, удовлетворены ли пассажиры, то количество недовольных, на мой взгляд, было бы не меньше, чем сейчас. В целом, считаю, что идем правильным курсом. Сейчас нам нужно думать о замене подвижного состава Троллейбусного управления, и совместно с правительством республики мы эту задачу в ближайшие годы будем решать. Полную же удовлетворенность транспортной реформой мы сможем получить, когда все жители города, пассажиры, будут говорить: «Как стало хорошо, интервал короткий, едет быстро, пробок нет, все стало гораздо безопаснее».

Третье транспортное кольцо: за чей счет и в какие сроки?

Сейчас в Чебоксарах ведется проектирование третьего транспортного полукольца. Проект предусматривает шесть надземных, три подземных пешеходных перехода и около километра тоннелей с началом от улицы Университетской до улицы Эльменя — через юго-западный жилой массив, вдоль микрорайона «Байконур», проспекта Айги, улицы Б. Хмельницкого, рынка «Ярмарка» до Вурнарского шоссе и пр. 9-й Пятилетки. Таким образом, будущая транспортная развязка протяженностью в 7 километров в перспективе свяжет напрямую Северо-Западный и Новоюжный районы.

— Третье транспортное полукольцо, по нашей оценке, по оценке правительства республики, важнейший стратегический проект, который позволит сократить пробки, развивать новые территории вдоль новой дороги. Поэтому из бюджета республики были выделены средства на проектирование объекта. Планируем получить заключение экспертизы в следующем году. Реализовывать его сможем, по оценке правительства республики, в рамках программы ускоренного развития региона. Заявка подана. Глава Чувашской Республики Михаил Игнатьев, министры лично занимаются привлечением средств. Если получится начать строительство в 2022 году, это будет очень хороший результат, — подчеркнул Алексей Ладыков.

Безопасные и качественные дороги: что изменилось?

— По качеству дорог вопросы есть, но нужно отметить, что в большей степени они все же были. На сегодняшний день их меньше. Что изменилось? В последние 3 года мы ведем ремонт и реконструкцию дорог в соответствии с технологиями и требованиями, — отметил Алексей Ладыков. — В предыдущие годы, наверно, не хватало компетенции и квалификации для должного контроля, но в последние 3 года мы усилили эту работу. Сейчас четко контролируем соблюдение технологий, выезжаем на базы компаний, которые проводят ремонт, и проверяем качество материалов, используемых в ремонте. Привлекаем независимых специалистов, экспертов и проводим лабораторные исследования, прежде чем принять дорогу. Кроме этого, создали инициативную группу граждан по результатам открытого сбора предложений. Группа работает эффективно: и критикует, и делает замечания. В 2017 году мы начали реализовывать приоритетный национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — и эти дороги в неплохом состоянии, они сейчас даже сдают экзамен. Посмотрим, что будет после перепадов погоды (в конце декабря 2019 года на Чебоксары обрушился ледяной дождь — прим. ред.). Но подход мы поменяли, и надеюсь, таких проблем, которые были еще 5 лет назад по качеству исполнения, не будет. Тем более по многим дорогам мы применяем метод холодной регенерации — то есть усиливаем основание дороги. Как бывало? Если перейти в цифры, на сегодняшний день около 900 миллионов рублей выделяется на ремонт дорог. В прошлые годы — 500-600 миллионов. А 4-5 лет назад нам выделялось около 100 миллионов рублей. Сейчас мы применяем более дорогую технологию, она дороже почти вдвое — заходим в основание, укрепляем и только потом кладем асфальт. В те годы у нас этой технологии не было, а ремонт нужно было проводить. Мы меняли верхний слой, не проводили обследования и не понимали, что основание не выдержит потоки транспорта. Укладывали верхний слой на неусиленное основание, и оно начинало «играть», разрушая верхний слой. Но даже в этих случаях мы требовали гарантийных обязательств и по большей части добивались того, что подрядчик исполнял их за свой счет.

Центр речного туризма — что это означает?  

— Мы участвовали в важнейшей федеральной программе Ростуризма, — рассказал сити-менеджер. — Основная ее задача — финансирование инфраструктурных объектов (создание туристических объектов, гостиничных комплексов) и увеличение потока туристов. Начинали с «Амазонии» — подали заявку на участие, готовили объекты, проходили сложнейший конкурсный отбор, получили финансирование, затем отрабатывали, доказывали, просили и получили средства на Московскую набережную. И сегодня Красная площадь и Московская набережная продолжают реконструироваться тоже благодаря программе развития внутреннего и въездного туризма на территории Российской Федерации. 

— Важный и интересный момент — нам говорят: «Вот в центре кладут гранит, зачем? Там же и так все было хорошо, а у нас во дворах ямы. Эти бы средства туда направить, о чем думает администрация?» Поясняю: программа развития внутреннего и въездного туризма — целевая. Деньги направляются только на объекты, прошедшие конкурсный отбор. Мы могли не проходить конкурсный отбор, и все осталось бы без изменений. Но мы считаем, что облик ряда объектов необходимо изменить. И средства можно получить на реализацию только защищенных проектов. Никуда больше. Ни на двор — для этого есть программа «Городская комфортная среда», ни на дороги — для этого есть программа «Безопасные и качественные автомобильные дороги», ни на медицину, ни на садики, ни на школы. А центр речного и круизного туризма — это то, к чему мы стремимся, то, с чем мы заявлялись на федеральном уровне. Мы хотим, чтобы туристические теплоходы отходили от города Чебоксары, чтобы россияне семьями приезжали в наш город, гуляли по Московской набережной, гуляли по Красной площади, посещали другие интересные места и стартовали уже от Чебоксар в другие города.

Триумф и провал года: «Амбиции порой берут верх»

В завершение пресс-конференции журналисты поинтересовались у главы администрации Чебоксар самыми яркими триумфами и промахами минувшего года. И Алексею Ладыкову было что рассказать.  

— Дать оценку триумфам и провалам могут только горожане. Но если смотреть на командную работу, работу администрации города совместно с правительством республики, то мы гордимся Московской набережной. Если сравнить, что там было 3 года назад и что есть сейчас, — это совершенно разные вещи. Мы гордимся, что у нас получилось привлечь средства на реконструкцию Красной площади и залива. Это сложнейшая совместная работа администрации Чебоксар, правительства Чувашии и Ростуризма, — начал сити-менеджер. — Юбилейные мероприятия — наша гордость. В год 550-летия Чебоксар у нас было 3 направления: патриотизм, история города и сами праздничные мероприятия. Все участники праздника отметили, что День города прошел на высочайшем уровне. И мы готовились к нему очень долго. Прeзидент Российской Федерации Владимир Пyтин подписал Указ «О праздновании 550-летия основания г. Чебоксары и 100-летия образования Чувашской автономной области» еще в 2012 году. С 2013 годы мы готовили проекты, начали вовлекать горожан, готовили программу и практически  все население города вовлекли в юбилейные мероприятия, от детских садов до ветеранов. Это была именно командная работа администрации города и депутатского корпуса. Помню, все молились, лишь бы погода не подвела в самый ответственный день, в день, когда были задействованы и воздух, и вода, и на земле было очень много мероприятий. И я горжусь, что нам удалось организовать и провести все праздничные мероприятия на таком высоком уровне.

Гордость в рамках празднования — строительные работы. Рекорд по вводу жилья, 10 детских садов! Да, с опозданием, но здесь мы сами себе ставим иногда нереальные задачи. Ошибка с опозданием сдачи детских садов только в том, что мы поставили себе нереальную цель — построить их за 9 месяцев, притом что нормативный срок строительства — 1,5 года. Объявляя конкурсы в прошлом году, с июля по декабрь, мы планировали все сделать в августе. Мы хотели еще больше вовлечь горожан, еще больше сделать подарков городу  и открыть все 10 садиков. Но качество проектно-сметной документации, подрядчики, строительные нормы не позволили нам это сделать. На будущее мы, конечно, таких ошибок совершать не будем, но все работы выполняются в пределах сроков строительных норм и правил. 

По Красной площади и Московской набережной мы тоже ставили себе невозможные задачи. Нам и не снилось, что у нас получится Московская набережная, но она получилась. Порой мы сами становимся заложниками своих амбиций — как с дорогой в микрорайоне «Солнечный» — мы буквально запрыгнули в последний вагон. Летом 2017 года в Минстрое России мы уговаривали, чтобы приняли нашу заявку. Получив экспертизу в Минстрое Чувашии, замминистра строительства поехал в Москву, чтобы в последний день ее подать. Да, не вникали в проект, лишь бы быстрее его получить. Обрадовались: все, выиграли, здорово! Будет дорога в «Солнечном»! Объявили конкурс, определили подрядчика, начали строительство, а там выявилось столько проблем... Но и их решили. А могли сказать: «Ну, не успели, это же тема застройщика, его обязательства, пусть он и решает вопрос». Нет, мы включились, потратили массу сил для того, чтобы эта дорога была построена, чтобы привлечены были федеральные средства. И вот — и этот проект реализован, и мы тоже им гордимся, — подытожил глава администрации города Чебоксары Алексей Ладыков. 



15 января 2020
16:40

"МК"

Поделиться